#КультураОнлайн #ЭтоИнтересно
Прекрасно искусство кукольного театра, уходящее своими корнями в давно ушедшие эпохи.
Кукольный театр имеет очень длинную историю, которая началась, как предполагают некоторые искусствоведы и историки, ещё в Древнем Египте. Женщины в сопровождении музыкантов ходили по селениям и устраивали кукольные представления. Размер кукол был до 40 см и в движение такая кукла приводилась с помощью верёвочек. Такие же куклы встречались на территории Сирии и Латинской Америки.
В письменных документах древнегреческого периода (V в. до н.э.) имеются сведенья о кукольном театре.
О том, какими были кукольные представления в России до XIX столетия, известно мало. Но есть сведения о том, что в XVIII веке на улицах городов можно было увидеть переносные сцены с марионетками. Как правило кукольники сооружали сцену прямо на себе, обвязываясь вокруг простынёй и поднимая её вверх, таким образом получалась импровизированная ширма, на которой выступали куклы, некоторые скоморохи вместо простыни использовали доску, на которой были закреплены куклы.
Самыми популярными были выступления на улицах «петрушечников-кукловодов», которые использовали перчаточные куклы. Очень часто они выступали вместе с шарманщиками и днями напролёт рассказывали историю Петрушки -– аналога итальянского персонажа Пульчинеллы. У Петрушки были рубаха и красные шаровары, а на голове он носил колпак с бубенчиками. Петрушка имел озорной характер, часто лез в драки, высмеивал власть и попов, поэтому эти выступления очень часто были под запретом.
Так зарождался кукольный театр в России.
Сегодня же в России насчитывается более сотни кукольных театров, каждый из них известен своими детскими постановками и пьесами.
Куклы, используемые в постановках могут быть различных видов:
Куклы с управлением снизу. Это перчаточные, пальчиковые, тростевые или смешанные варианты. Актёр, управляющий куклой, находится за ширмой или перегородкой, чтобы внимание зрителей концентрировалось на персонажах представления.
Марионетки. К подвижным частям этих кукол прикрепляются нити, а кукловод, дергая за нужные в данный момент ниточки, создает иллюзию самостоятельного движения персонажа. Сам актёр обычно прячется за занавеской, но иногда находится на сцене открыто, правда в неброской одежде.
Срединные куклы - это куклы, которые находятся на одном уровне с актёрами и управляются изнутри (ростовые куклы) или снаружи.
Со временем и по прошествии тысячелетий искусство кукольного театра не теряет популярности и актуальности. Взрослые и дети с полной самоотдачей и воодушевлением с помощью кукольных персонажей радуют публику в зрительном зале.
Ожившие куклы со сцены рассказывают былины, учат хорошим манерам, с помощью кукольных персонажей на сцене разыгрываются представления по мотивам русских народных сказок.
В 2017 году в сельских учреждениях культуры Ивнянского района в рамках реализации проекта Центром народного творчества Ивнянского района «Формирование русского кукольного театрального искусства на территории Ивнянского района» начали свою работу детские кукольные театры. В Вознесеновском, Верхопенском, Курасовском, Новенском, Хомутчанском центрах культурного развития, в Драгунском, Песчанском и Сафоновском сельских домах культуры были представлены премьеры кукольных спектаклей, которые с особым теплом были восприняты жителями района.
И сегодня юные участники кукольных театров разучивают роли и перевоплощаются в персонажей народных сказок, радуя своими выступлениями и детей, и взрослых.
Детский кукольный театр – это первый шаг знакомства ребёнка с огромным, безграничным и всепоглощающим театральным творчеством.
В. Шарин
Фото и видео – архив киновидеоинформационного сектора МКУК «ЦНТИР»