#КультураОнлайн #НашиКоллективы
Искусство цирка в современном понимании пришло в Россию в XVII веке. Бродячие иностранные артисты демонстрировали чудеса эквилибристики, показывали ловкие трюки и веселили народ. В XVIII веке труппы стали собирать и русские умельцы, а уже через сто лет на территории страны появились стационарные цирки. О первых таких цирках, которые работают до сих пор, рассказывает «Культура.РФ».
Возникновение и развитие циркового искусства неразрывно связаны с бытом и укладом жизни людей, существующими традициями и ритуалами. Именно определенные характерные признаки эпохи давали толчок развитию того или иного направления или, наоборот, способствовали его забвению. С древних времен успешная охота или поход сопровождались пышными празднествами и представлениями, и становились основой для сюжетов различных зрелищ. В Древнем Риме и Древней Греции центром представления были гонки на колесницах и кровавые битвы гладиаторов или зверей. Средневековье ознаменовано пышными театральными представлениями и мистификациями, 18-19 век характеризуется любопытством к естественным наукам и развитию техники, а начало 20 века - вновь вспыхнувшим интересом к красоте физического тела и спорту. Все это неизменно находило отражение в развитии и совершенствовании цирковых номеров и программ.
Существование "официально" разрешенных и пользующихся благосклонностью власти и богатых людей представлений в стационарных цирках всегда шло бок о бок с развитием и популярностью искусства бродячих артистов: скоморохов, жонглеров, уличных акробатов. И отчасти именно это стало причиной того, что цирк был и остается наиболее понятным и близким видом искусства для самых разных групп и слоев, для людей, говорящих на разных языках и проживающих в разных странах. Ведь цирк всегда и везде - это демонстрация физический силы и красоты, единства духа и тела, возможность прикоснуться к тому, что кажется нереальным.
Несмотря на некую общую направленность, существовали отличия, связанные с особенностями быта людей, культуры и развитием данного региона. В разное время и в разных странах возникали и начинали развиваться то одни, то другие направления и жанры циркового искусства. Так, например, в Китае цирк более приближен к своеобразным театральным представлениям, Индия подарила цирку номера со змеями, а Африка - прыжковую акробатику, уходящую корнями в религиозные обычаи и культуру.
Что сегодня подразумевается под "цирковым жанром"? Это комплекс номеров, объединенных некими характерными действиями. Сущность каждого жанра отражается в номерах цирковых артистов при помощи специфичного для каждого жанра реквизита, стилистического оформления и манеры выполнения трюков. В переводе с французского "жанр" - это "вид", "род". И это слово как нельзя лучше отражает смысл: ведь отчасти именно разнообразием жанров и привлекает цирк. Ни одно другое искусство не может похвастаться подобным многообразием.
Но трюки любого жанра требуют от артиста невероятного владения своим телом, высочайшей степени мастерства, четкой и холодной головы и любви к своему делу. "Цирк - искусство величайшей точности" - говорил кинорежиссер А. Медведкин и это действительно так.
Отличительной особенностью современных цирков является частичное смешение жанров, начавшееся в прошлом столетии. Клоунада идет в паре с дрессурой, эквилибристика с жонглированием, а акробатика с пантомимой /Источник
В Ивнянском районе есть своя цирковая студия, в которой учат цирковому искусству - это народная любительская цирковая студия «Молодые сердца» при Новенском Центре культурного развития.
Цирковой коллектив был создан стараниями Ирины Васильевны Филатовой в 1989 году. В нём занимались 22 человека.
В 1992 году коллективу было присвоено звание "народный самодеятельный коллектив".
Ирина Васильевна, создавая массовый номер, всегда старалась сочетать несколько жанров, что у неё и её коллектива получалось с большим успехом.
С сентября 2015 года руководителем коллектива стал Бондарев Александр Александрович. Занятия проходят 3 раза в неделю.
Студия «Молодые сердца» работает в различных жанрах: акробатика, жонглирование, клоунада, работа в воздухе, работа с обручами. В 2011 году участники коллектива освоили несколько видов оригинального жанра. Эквилибр — равновесие в стойке на руках (на двух и на одной), выполняемое в различных положениях и на разнообразных опорах. Отсюда и название — ручной эквилибр, или стоечники, принятое в профессиональной среде (номер «Лестницы»).
Оригинальный эстрадно-цирковой номер «Человек-труба-трансформер», подготовленный участниками студии, поразил многих зрителей не только Ивнянского района, но и Белгородской области.
Жонглирование — жанр циркового искусства, в котором артисты студии демонстрирует умение подбрасывать и ловить предметы в определённой последовательности и в установленном ритме. Жонглирование часто соединяется с балансированием, эквилибристикой, акробатикой, клоунадой. Больше этот вид жанра поддаётся мальчикам, нежели девочкам. Но зато девочки прекрасно крутят тарелки на палочках и при этом катаются на роликах.
Из пластической акробатики, помимо акробатического и пластического этюдов, был освоен каучук. Участницы коллектива, обладающие прекрасной гибкостью тела, с лёгкостью показывают зрителям совокупность цирковых акробатических и гимнастических элементов.
Цирковой коллектив «Молодые сердца» активно участвует во многих мероприятиях, проводимых Новенским Центром культурного развития, принимает активное участие в районных и областных смотрах, в творческих отчётах Ивнянского района.