22 Окт 2020 14:24

"Русский народный костюм". Выпуск 1. "Сарафан"

#РусскийНародныйКостюм

«Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства».
М.Н. Мерцалова. «Поэзия народного костюма»

Источник Культура.РФ

Сарафан – это элемент традиционного русского национального костюма, пожалуй, самая нарядная деталь повседневного и праздничного женского туалета, причём не только у русских женщин. Сарафаны пользовались популярностью у многих славянских народов, но только в России он стал национальным символом.

Сарафан является олицетворением славянской женственности, целомудренности, изящества и нежности. Именно поэтому его история получила новый виток развития. Сарафан, как тип одежды, есть в гардеробе у многих женщин по всему миру, но только русским вдохновляются самые знаменитые, признанные кутюрье, которые привели этот элемент гардероба в высокую моду.

Существует несколько теорий происхождения слова «сарафан». Известно только, что оно точно было заимствовано из восточных или азиатских языков. Три наиболее известные версии происхождения этого слова:

  1. «Сарафан» - это иранское слово, которое в дословном переводе обозначало человека, «полностью одетого».

  2. «Сарапа» - слово из персидского языка, которое, впрочем, означает то же, что и иранский «сарафан».

  3. «Сари» - это индийское известное слово дословно означает «отрез ткани".                                                                                                                                   Если подумать, то все три слова оказываются приблизительно равноценными по смыслу, а значит, неизвестно, какое из них раньше проникло в наш язык и было освоено.

Итак, становится ясно, что, ставший национальным символом, сарафан был вещью заморской, появившейся у нас благодаря налаженным торговым связям с другими государствами.

Кстати, на Руси сарафаны, хоть и были известны в 13 веке, стали носить не в эпоху раннего Средневековья: лишь в конце XV века эта одежда стала активно проникать в наш быт. Вот только носили это длинное «полу-платье» вовсе не прекрасные дамы: это был элемент исключительно мужского гардероба. Причём чаще всего сарафаны носили воеводы, а шились они из крепкой льняной ткани и имели очень простой прямой крой.


 

Однако в XVI веке (по некоторым источникам – в XVII веке) эта одежда перекочевала в женский гардероб. Сарафаны стали носить русские барышни и дамы любых сословий:

простолюдинки-крестьянки; купеческие жены и дочери; боярыни и великие княжны; придворные дамы и т. д..

Сарафан был популярен в Центральной России и в северных губерниях, на юге же была распространена понёвная культура, то есть дамы облачались в юбки-понёвы.

Но век сарафана был относительно недолог, ведь Петр I, борясь за европеизацию России, стремился максимально отгородиться от её национальной самобытности. Он запретил ношение русского костюма, в том числе и сарафанов. До начала правления Екатерины II одевать его могли лишь крестьянки, да купчихи с попадьями.

Однако после воцарения Екатерины II сарафан вновь вернулся в моду. Более того, на маскарадах и костюмированных балах императрица часто появлялась в традиционном русском наряде: в роскошном сарафане и расшитом драгоценными камнями кокошнике. Эта мода так полюбилась в Империи, что Николай I даже издал специальный указ в 1834 году, которым обязал придворных дам носить придворное парадное платье, созданное по образу и подобию традиционного сарафана.

 

Особенности русского сарафана

Итак, известно, что сарафан – не русское изобретение, одежда не исконно-славянского происхождения. Однако именно русские сарафаны имеют ряд особенностей, которые выделяют их из ряда других подобных платьев:

Вся национальная русская одежда отличается простым кроем. Однако изящество и нарядность образа получаются не за счет сложности самого наряда, а благодаря многослойности туалета. Так, например, замужняя женщина в праздник могла надевать до 20 предметов одежды.

Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — тёмно-синий, зелёный, красный, голубой, тёмно-вишневый. Праздничные и свадебные одеяния шили в основном из парчи или шёлка, а повседневные — из грубого сукна или ситца. В повседневности женщины носили неяркие, неброские сарафаны, чаще всего чёрные, синие, коричневые или грязно-зелёные. Их не было жалко испачкать.

Некоторые исследователи утверждают: чтобы повседневный сарафан лучше держал форму, у него была подкладка из жесткой пропитанной воском дешёвой холстины.

Праздник – это всегда время ярких тканей и роскошных красок. Праздничные одеяния не только шились из ярких, а часто цветастых тканей, но и вручную расшивались цветными нитями, причем за счет комбинации контрастных оттенков удавалось придать вышивке объём.

«Наряжались красавицы разных сословий почти одинаково — разница была лишь в цене мехов, тяжести злата и блеске каменьев. Простолюдинка «на выход» надевала длинную рубаху, поверх нее — расшитый сарафан и душегрейку, отделанную мехом или парчой. Боярыня — рубаху, верхнее платье, летник (расширяющаяся книзу одежда с драгоценными пуговицами), а сверху еще и шубку для пущей важности».
Вероника Батхан. «Русские красавицы»

Источник Культура.РФ

Разновидности русского сарафана

  1. Прямой – самая простая модель с лифом, которая была особенно популярна в Московской губернии.

  2. Туникообразный – был глухим и шился либо из двух полотен ткани, либо, чаще, из одного.

  3. Косоклинный – имел шов или разрез спереди (то есть был распашным). Передняя часть богато декорировалась.

  4. Полуплатье – это модель прямого кроя с лифом на кокетке. Очень нарядный и изящный вариант.

В разных губерниях совершенно иначе украшали повседневные и праздничные наряды. На юге часто использовались красные нити для очень плотной орнаментальной вышивки, в то время как в Орловской губернии, например, было распространено сочетание чёрной и красной нити для объёмной вышивки.

Знатные же дамы могли позволить себе роскошные ткани, например: шелк; парчу, бархат; тонкую шерстяную ткань и т. д..

Кроме того, богатые женщины декорировали свои сарафаны не только вышивкой, но часто золотыми и серебряными нитями, бисером, речным жемчугом и даже самоцветами. Крестьянки же довольствовались медными или оловянными пуговицами и цветными орнаментами.

Русский сарафан в современной моде

В современной моде сарафан не сдаёт своих позиций. Многие кутюрье вдохновляются этим элементом русского национального костюма и делают его частью своих показов.

Сегодня существует тенденция повышенного интереса к этно-стилю, то есть люди стремятся возвратиться к своим истокам и всё чаще выбирают, как основу своего стиля, одежду, близкую к национальным костюмам своего народа.

Сегодня русские сарафаны остаются невероятно востребованными не только как элемент национального достояния, как концертный наряд, но и даже как повседневная или праздничная одежда в аутентичном русском стиле. Это та одежда, которая идёт девочкам, девушкам и женщинам любых возрастов и с любыми формами. Молоденькие леди позволяют себе приталенные модели, которые подчеркивают тонкость и изящество стана, а женщины постарше выбирают вариант с более многослойным верхом.

И вы можете сделать сарафан ярким элементом своего костюма и найти достойное место в своём гардеробе!

Источник

Материал подготовлен киновидеоинформационным сектором МКУК "ЦНТИР".
В. Позднякова
Дата последнего изменения: 23 Окт 2020 19:37